Многие успешные российские стартапы стремятся выйти на международный уровень. Кроме этого некоторые бизнес-проекты изначально создаются только под запросы иностранной аудитории. В этих ситуациях владельцы бизнеса рано или поздно сталкиваются с проблемой легализации интеллектуальной собственности за пределами нашей страны. В том числе перед ними встает вопрос о том, какая система регистрации товарных знаков будет оптимальной для регистрации их конкретного бренда в зарубежных юрисдикциях. Вариантов регистрации существует несколько:
- регистрация только в пределах территории одной конкретной страны;
- регистрация в пределах стран Евросоюза;
- регистрация в нескольких странах по международной Мадридской системе.
Выбор системы регистрации во многом будет определяться целями и задачами бизнес-проекта, а также реальными возможностями соответствия условиям регистрации по той или иной системе.
В этой статье мы рассмотрим выгоды и преимущества Мадридской системы, а также расскажем о некоторых ее особенностях, которые также придется учитывать.
Широкие горизонты
Мадридское соглашение представляет собой договор, заключенный в конце 19 века (в 1891 году) и посвященный правилам международной регистрации брендов. Административные функции функционирования системы делегированы Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. К документу на сегодняшний день присоединилось более ста государств, в том числе Россия. Таким образом, Мадридское соглашение распространяется почти на все страны мира и позволяет регистрировать международные бренды как в масштабе нескольких отдельных стран, так и в практически общемировом охвате. Территориальный объем правовой защиты правообладатель определяет самостоятельно. Так, к примеру, он может подать международную заявку с расширением на всех стран-участников соглашения или ограничиться указанием лишь нескольких стран, в которых он планирует продвижение своего бренда. Разница для правообладателя будет лишь в стоимости оформления международной регистрации. Общемировой охват, естественно, обойдется дороже, несмотря на существенные льготы при широком масштабе географии ( скидки могут составить до пятидесяти процентов). При этом, расширение географии возможно не только в момент регистрации бренда. Правообладатель позднее может оформить дополнительную регистрацию и вправе сделать это в любой момент, когда сочтет нужным (через год, через два, через десять и т.д.). Безусловно, это очень удобно.
Простота процедуры
Еще одним плюсом Мадридской системы является простота процедуры регистрации.Чтобы зарегистрировать международный бренд, Вам не нужно никуда ехать, не нужно подавать заявки в патентные ведомства зарубежных стран, не нужно вникать в нюансы иностранного законодательства. Достаточно подать международную заявку ( один пакет документов) в патентное ведомство в своей стране ( в России заявка подается в ФИПС) и оплатить пошлину. Все. Больше ничего делать не придется. Срок регистрации тоже вполне адекватный. Как правило, от самого начала процесса и до его завершения можно уложиться в течении полутора лет.
Единственным минусом здесь можно назвать обязательную национальную регистрацию, которая осуществляется одновременно с международной. Или международная регистрация осуществляется на основании уже существующей национальной. Это не очень удобно для компаний, которые не ориентируются на продвижении бренда в пределах территории страны регистрации юрлица. Например, если компания зарегистрирована в офшорной юрисдикции и не планирует продвигать там свои товары. Тем не менее, все неудобство сведется лишь к незначительному удорожанию стоимости международной регистрации за счет расширения на страну регистрации компании, территория которой не представляет коммерческий интерес для продаж.
Управление брендами
При регистрации бренда по Мадридской системе у правообладателя возникает портфель брендов, который состоит из нескольких элементов, основного бренда ( в нашем случае это будет бренд, зарегистрированный на территории России) и одного или многих дополнительных иностранных брендов, которые действуют на территориях зарубежных государств. Однако первоначально все бренды в портфеле с правовой точки зрения являются взаимозависимыми. Этот момент очень важно учитывать, поскольку, по правилам Мадридской системы, все бренды будут связаны между собой и их раздельное администрирование будет невозможно в течении пяти лет с момента регистрации. С одной стороны единое управление всем портфелем может быть удобным для правообладателя. Но с другой стороны у правообладателя долгое время не будет возможности распоряжаться каждым региональным брендом по отдельности. То есть, он сможет продать или передать в пользование только весь портфель брендов одновременно. Либо ему придется подождать пять лет после регистрации, прежде чем он сможет разъединить бренды в своем портфеле.