Товарные знаки представляют собой брендовые обозначения, предназначенные для индивидуализации продукции, либо услуг различных компаний. Именно, благодаря товарным знакам, потребители той или иной продукции получают возможность получить более точное представление о товарах и компании, которая их производит и определиться с выбором.
Соответственно, чем более известно то или иное брендовое обозначение на рынке, тем успешнее под ним будет осуществляться продвижение продукции и повышаться доходность компании, являющейся правообладателем бренда.
В этой связи, товарные знаки на сегодняшний день довольно часто становятся объектами различных сделок, и доля подобных сделок в гражданском обороте постоянно возрастает.
Какие сделки можно заключить в отношении товарных знаков
- Купля-продажа бренда (оформляется договором отчуждения бренда);
- Коммерческая концессия (франчайзинговая сделка);
- Лицензионный договор (исключительного или неисключительного типа);
- Отношения залога;
- Односторонняя сделка, связанная с передачей товарного знака по наследству (принять такое наследство будет возможно только в том случае, если наследник является учредителем юр. лица либо ИП).
Как показывает практика, наиболее распространенными являются сделки, направленные на отчуждение известных брендовых обозначений, продажа франшиз по договору комм. концессии и передача брендовых обозначений в пользование по лицензионным сделкам.
Рассмотрим указанные сделки подробнее.
Отчуждение брендового обозначения
Отчуждение брендов оформляется договором отчуждения, который в обязательном порядке должен иметь письменную форму и отметку о госрегистрации самого договора.
Таким образом, при продаже, необходимо зарегистрировать товарный знак в фед. институте промсобственности и получить правоустанавливающий документ на бренд (свидетельство о его госрегистрации), после чего можно представлять его к продаже. Здесь следует отметить, что компании охотнее приобретают известные товарные знаки, поэтому, вряд ли получится продать бренд непосредственно сразу же после его госрегистрации.
Когда покупатель нашелся, следует согласовать с ним все условия отчуждения, после чего договор отчуждения может быть подан на госрегистрацию, которая, также как и госрегистрация самого брендового обозначения проводится в фед. институте промсобственности.
При отчуждении бренда следует иметь в виду, что по этой сделке правообладатель передает все свои исключительные правомочия на бренд в полном объеме, то есть в рамках рассматриваемого договора нельзя отчуждать от компании только часть исключительных правомочий.
Если компания хочет передать только часть, принадлежащих ей исключительных правомочий на брендовое обозначение следует заключать сделку, по которой предусматривается передача бренда в пользование на определенных условиях и за соответствующее вознаграждение, то есть использовать правовые конструкции франчайзинга или лицензионного договора.
Франчайзинг и лицензия
Правовая конструкция франчайзинговой сделки в современных условиях становится все более востребованной, так как она позволяет, с одной стороны, владельцам брендов, получать неплохую прибыль за использование сторонними компаниями их брендовых обозначений, а с другой стороны, позволяет молодым компаниям быстро и успешно выйти на рынок и вписаться в ту или иную нишу при помощи уже известного потребителям бренда.
Франчайзинг оформляется в России договором комм. концессии, по которому правообладатель передает в пользование третьим лицам брендовое обозначение и иные сопутствующие исключительные права в комплексе и при этом помогает и инструктирует партнера (франчайзи) по коммерческим, техническим и иным вопросам.
Если правообладатель хочет передать в пользование только одно лишь брендовое обозначение или серию брендовых обозначений на ряд продукции, то целесообразнее заключать лицензионный договор, по которому в пользование передается только сам бренд. Лицензии могут различаться по объему полномочий, которые передаются и по своей цене.
Так, самые дорогие всегда будут лицензии исключительного типа, по которым правообладатель передает весь объем исключительных прав на бренд, сохраняя (или даже не сохраняя, в зависимости от условий договора) за собой небольшой объем использования бренда. Лицензии неисключительного типа значительно дешевле, поскольку они могут на одинаковых условиях предоставляться всем желающим заключить лицензионный договор. Таким образом, лицензии неисключительного типа могут приобрести неограниченный круг субъектов гражданского оборота, а исключительный тип предполагает только одного лицензиата.
Франчайзинговые и лицензионные сделки также как и сделки отчуждения, всегда оформляются в письменной форме и требуют госрегистрации в фед. институте промсобственности.